В целях рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и развитию
общественных отношений.
В Общественную электронную
приемную Роскомнадзора
От ООО «БИСИД» (ОГРН: 5167746334729)
№ 18092023-1 от 18.09.2023 г
Настоящим обращением хотим привлечь внимание к проблемам рекламной отрасли, в части интернет-рекламы в мессенджере Telegram (далее-отрасль).


ООО «БИСИД» (далее-агентство) является рекламным агентством, тесно взаимодействующим с Telegram-авторами уже более 7 лет. В данный момент агентство помогает площадкам осуществлять маркировку интернет-рекламы и информирует по тонкостям работы с новым законом.


На практике мы видим, что Telegram-авторы еще не готовы к ответственности за нарушение закона о рекламе в части маркировки интернет-рекламы. Мы видим, что новый закон вызывает огромное количество вопросов и погрешностей в работе по отчетности в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), в том числе и технологических, вызванных со стороны операторов рекламных данных (ОРД). Мы прослеживаем, что Telegram-авторы сталкиваются с рядом сложностей: от регистрации договоров разных участников рекламной цепи до отчетности по бесконечной статистике и постоянной проработки деталей и тонкостей разных форматов размещения, бывают ситуации, когда Telegram-автор не может определить, является ли формат размещения рекламным или информационным, порою спорят даже юристы с высокой компетенцией.


Хотим отметить, что авторы отрасли чаще всего – небольшие организации, индивидуальные предприниматели или плательщики налога на профессиональный доход, у которых нет в штате юристов и бухгалтеров, как и нет обязательств вести бухгалтерский учет. Отчётность в единый реестр интернет-рекламы, помимо больших трудозатрат – это и огромные финансовые риски для Telegram-авторов, так как у большинства площадок нет релевантного опыта в подаче отчетности и/или юридического образования.

Мы убеждены, что Telegram-авторы просто не могут нести ответственность на одном уровне с крупными брендами, так как на данный момент нет полноценной практики по применению санкций, у Telegram-авторов все еще возникает много вопросов и при этом львиная доля рынка, а именно 64% – это небольшие каналы (данные приведены согласно внутренним исследованиям ООО «БИСИД») у которых рекламные бюджеты в десятки и сотни раз меньше потенциальных штрафов.

Например, минимальная стоимость размещений (в зависимости от специфики, сезонности, спроса и тематики канала) составляет:

Telegram-канал со средним охватом постов до 5 000 пользователей –
от 100 рублей.

Telegram-канал со средним охватом постов до 10 000 пользователей –
от 1 900 рублей.

Telegram-канал со средним охватом постов 15 000 пользователей –
от 4 800 рублей.

*Данные приведены исходя из опыта агентства ежедневной закупки размещений интернет-рекламы у авторов Telegram.

Тогда как потенциальные штрафы согласно частям 15 и 16 статьи 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» КоАП РФ составляют:

- За неисполнение обязанности по обеспечению предоставления информации о рекламе распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей, либо предоставление в указанный орган при исполнении таких обязанностей неполной, недостоверной, неактуальной информации –


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

- Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» –


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из положений выше минимальные совокупные санкции для физических лиц 40 000 рублей и максимальные 130 000 рублей, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей минимальные санкции 130 000 рублей и соответственно максимальные 300 000 рублей.


*В статье 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.

Данная статистика приведена для наглядного пояснения, что при отсутствии ресурсов на компетентных специалистов в сфере юридической поддержки у авторов отрасли, штрафы, превышающие рекламные бюджеты в десятки и сотни раз, заведомо неизбежны. Всё это со временем приведет к разрушению отрасли и приостановки развития (здесь стоит учесть и потенциальные технические ошибки, форс-мажоры, а не систематическое нарушение закона).
Как следствие этот момент негативно отразится на целой медиаотрасли: рекламных агентствах, рекламодателях и рекламораспространителях.

В связи с вышеизложенным ООО «БИСИД» обращается с просьбой инициирования пересмотра системы штрафов части 15 и 16 статьи 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» КоАП РФ. Мы просим установить штрафы в прямом процентном выражении от стоимости услуг за размещение рекламных материалов, в которых выявлено нарушение, где стоимость услуг фиксируется в актах и договорах Telegram-авторов с заказчиками.

Хотим предложить разумный процент штрафа: по нашему мнению, он должен составлять не более 10% от стоимости размещения на канале Telegram-автора за каждый факт нарушения законодательства о рекламе согласно частям 15 и 16 статьи 14.3 КоАП РФ (и где совокупный максимальный размер потенциальных штрафов, согласно частям 15 и 16 статьи 14.3 КоАП РФ будет составлять не более 20% от стоимости услуг по одному размещению интернет-рекламы). Мы убеждены, что при таком подходе сохранится принцип прослеживаемости и достоверности интернет-рекламы, а также штраф будет сдерживающей мерой для небрежного размещения рекламных материалов, но при этом не будет губительным для добросовестных участников рынка.


Хотим отметить, что помимо отчетности по своему акту, площадка должна подавать статистику по бесконечным размещениям в случае публикации без удаления, данные о первичном договоре и рекламодателе, для Telegram-авторов это является большим объемом информации, где от ошибок, особенно при длительных размещениях, никто не застрахован.

Мы убеждены, что данные преференции будут способствовать развитию отрасли – повысят экспертность, вовлеченность, сохранят огромную часть развлекательных и оперативно-новостных ресурсов, повысят уровень добросовестности контента, простимулируют отрасль публиковать рекламные материалы только на разрешенных интернет-площадках и ресурсах, соблюдающих законодательство РФ. Считаем, что данные решения напрямую повлияют на весь информационный рынок, так как сделают его более понятным и демократичным для авторов, что приведет к совершенствованию отрасли и сокращению обезличенности авторов. Хотим обозначить, что это очень важно и для современного общества, где мессенджер Telegram на данный момент выступает главным инструментом для распространения новостей и сообщений, а также инструментом для передачи знаний и культурных ценностей посредством контента.

Хотим отметить, что за последние несколько лет Telegram-авторы столкнулись с рядом сложностей: ограничения, связанные с пандемией Covid-19 (которые коснулись и рекламодателей, и авторов, и агентств), уход с Российского рынка крупных рекламодателей. Это привело к неизбежному уменьшению оборота финансов в отрасли. Отрасли необходимо содействие государственных институтов для сохранения и масштабирования данного рынка. Мы уверены, что данные меры окажут существенную поддержку и простимулируют отрасль.


С уважением, рекламное агентство ООО «БИСИД».

Ответим на все вопросы
Как оформить самозанятость?
Как правильно маркировать рекламу?
Какие есть тонкости в работе с ОРД?
Как продвигать канал?
и другие вопросы
Как составить договор с рекламодателем?
Как оформить ИП?